Поправки в законопроект о похоронном деле
Штрафы за продажу и покупку информации о смерти, реестр похоронных служб и всеобщая инвентаризация захоронений.
В феврале 2017 года появилась очередная редакция поправок в федеральный закон «О погребении и похоронном деле». Законодатели отказались от таких резонансных нововведений, как частные кладбища и всеобщее лицензирование, зато предложили ряд других изменений.
Так, к поправкам, наиболее актуальным для заказчиков, относятся:
- инвентаризация кладбищ и как следствие – обязательная выдача паспортов (удостоверений) на захоронение;
- запрет на размещение ритуальных служб при моргах и больницах;
- запрет на продажу и покупку информации о смерти, запрет на навязывание ритуальных услуг;
- обязательное заключение договора между ритуальной службой и заказчиком;
- появление понятия «похоронный дом»;
- создание реестра ритуальных служб;
- появление понятия «прижизненный договор» (на ритуальные услуги);
- введение штрафов за нарушение похоронного законодательства.
Инвентаризация кладбищ.
В соответствии с законопроектом, до 1 января 2023 года все кладбища России должны пройти инвентаризацию. Результатом инвентаризации станет создание реестра захоронений и выдача удостоверений с указанием лица, ответственного за захоронение.
Размещение ритуальных бюро при медицинских организациях
В законопроекте однозначно указано, что размещение пунктов приема заказов юридических лиц (их филиалов и представительств) и индивидуальных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги, в медицинских организациях запрещается. Помимо этого, запрещается продажа похоронных принадлежностей, а также организация выставки похоронных принадлежностей на территории медицинских учреждений.
Запрет на продажу и покупку информации о смерти, запрет на навязывание ритуальных услуг
Должностным лицам, которые имеют доступ к информации о смерти, запрещено разглашать данную информацию (персональные данные), кроме как ближайшим родственникам и лицу, взявшему на себя ответственность по погребению. Им также запрещено предлагать ритуальные услуги, а также оказывать давление на родственников покойного с целью продажи ритуальных услуг или рекламы ритуальной службы.
Также запрещается покупка информации о смерти ритуальными службами. За данное нарушение ритуальные службы будут исключены из реестра ритуальных служб с потерей права осуществления своей деятельности. Об этом будет рассказано чуть ниже.
Договор на оказание услуг
В законопроекте указано, что каждая ритуальная служба должна работать с заказчиком исключительно на основе договора. Выдача квитанций и расписок не может заменить договор на оказание ритуальных услуг.
Договор на организацию похорон имеет фиксированную форму и должен содержать следующие сведения:
- данные специализированной службы по вопросам похоронного дела;
- реквизиты уведомления о включении юридического лица в реестр специализированных служб;
- данные агента ритуального обслуживания;
- данные лица, взявшего на себя обязанность по организации похорон умершего
- данные умершего;
- виды ритуальных услуг;
- цены по каждому виду ритуальной услуги или указание на оказание услуг по гарантированному перечню услуг по погребению;
- сроки оказания каждого вида ритуальной услуги;
- дата приема заказа;
- права и обязанности сторон;
- ответственность специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Реестр ритуальных служб
До 1 сентября 2020 года все ритуальные службы, желающие осуществлять свою деятельность, должны подать заявку на внесение в реестр специализированных служб в сфере похоронного дела. После сдачи пакета документов в орган, регулирующий похоронное дело в регионе, ритуальная служба проходит проверку. Заказчик сможет проверить, внесена ли ритуальная служба в реестр, то есть имеет ли она право на предоставление ритуальных услуг.
Если ритуальная служба нарушает похоронное законодательство, ей выносится предписание об устранении нарушений. В случае игнорирования предписания, ритуальная служба вычеркивается из реестра. Доказанные факты покупки информации о смерти также являются веским поводом к исключению похоронных служб из реестра.
Похоронный дом
Похоронный дом представляет собой ритуальный многофункциональный комплекс, который состоит из:
- бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов)
- диспетчерской службы;
- останкохранилища (трупохранилища);
- помещения для подготовки тел умерших к погребению (согласно законопроекту, сотрудникам морга запрещено оказывать услуги по подготовке к погребению, т.е. бальзамированию и посмертной реставрации облика);
- ритуального зала.
Кроме того, в состав похоронного дома могут входить:
- крематорий;
- колумбарий;
- помещение для проведения поминальной трапезы;
- салон-магазин;
- мастерская.
Прижизненный договор на ритуальные услуги
Законопроект вводит понятие прижизненного договора на ритуальные услуги. Это значит, что любой человек может заключить с ритуальной службой договор на организацию похорон до факта наступления смерти. Договор может быть заключен как для себя, так и для других лиц.
В договоре указывается лицо, в пользу которого заключен договор, а также ответственное лицо, которое сообщит ритуальной службе о наступлении смерти. Плата по договору является единовременной и фиксированной.
Важным условием заключение договора является то, что все компании (включая ИП), предоставляющие данную услугу, должны иметь договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по прижизненному договору на оказание ритуальных услуг.
Штрафы за нарушение законодательства
Законопроект предлагает внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, включив в него следующие штрафы:
- нарушение требований законодательства в сфере похоронного дела: от 1000 до 5000 рублей - для граждан; для должностных лиц - от 5000 до
10 000 рублей; для юридических лиц - от20 000 до50 000 рублей; - нарушение порядка предоставления земельного участка для захоронения останков, праха умершего: для должностных лиц – от
30 000 до50 000 рублей; - осуществление деятельности по оказанию ритуальной услуги по организации похорон юридическими лицами, не включенными в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела: для должностных лиц – от
50 000 до100 000 ; для юридических лиц – от150 000 до250 000 рублей. - нарушение порядка получения и предоставления третьим лицам персональных данных умерших и лиц, взявших на себя обязанность по организации похорон: для должностных лиц – от
30 000 до50 000 рублей; для юридических лиц - от150 000 до200 000 рублей.